Перевозка грузов  морским транспортом,  обладает рядом преимуществ:  невысокой стоимостью по сравнению с другими видами транспорта; высокой вместимостью судов, что позволяет доставить большую партию товаров  за один раз и при этом сэкономить не только время,  но и деньги; безграничной пропускной способностью морских путей; минимальным риском порчи товара.  Выбрав морскую перевозку, следует знать несколько основных моментов, о которых хочу рассказать. В некоторой части данной статьи использованы выводы и наблюдения Антона Самарина - эксперта в  сфере транспортной логистики ( http://samlogist.ru ).

Итак…. важный документ,  который перевозчик должен выдать грузовладельцу после принятия груза на борт судна  – это коносамент – документ, являющийся подтверждением договора перевозки товара и содержащий основные ее условия, а так же  удостоверяющий право собственности на отгруженный товар. Это своеобразная расписка, подтверждающая  передачу товара перевозчику. Самое важное, что только коносамент дает право грузополучателю требовать передачи ему товара от перевозчика при доставке его в порт назначения.

Коносамент может быть выдан на предъявителя; на имя определенного получателя (именной коносамент); приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент). Оформляется в нескольких оригиналах (как правило, не менее трех). Все оригиналы коносамента вместе называются полным комплектом (full set).

После того, как перевозчик или его агент удостоверится, что товар полностью погружен на судно, он выпишет  коносамент и   передаст один экземпляр отправителю. Отправитель в свою очередь направит грузополучателю, а грузополучатель сдаст в местный офис морской линии,  или экспедитору. При этом должны быть сданы все три оригинала коносаментов.

Если вдруг, при выдаче груза, предоставляется один экземпляр коносамента то, согласно международным правилам, остальные становятся недействительными. Упаси вас бог потерять все экземпляры…. Грузополучателю и грузоотправителю придется составить официальные письма в адрес морской линии с описанием сложившейся ситуации, гарантией отсутствия каких-либо претензий к линии и с просьбой выпустить новые коносаменты. Кроме того, понадобится внести залог в размере, пропорциональном стоимости груза и заплатить сверхнормативные простои в порту.

Чтобы избежать подобных ситуаций, а так же в случаях, когда нет времени ждать оригиналы коносаментов в порту  назначения,  льготные сроки хранения очень быстро заканчиваются, можно воспользоваться – Телекс-релизом – это форма  разрешения на выдачу груза получателю, указанному в коносаменте.

Схема работы такая: оригиналы коносамента выдаются грузоотправителю после выхода судна из порта погрузки. Требуя Телекс-релиз, он возвращает все выпущенные оригиналы обратно в морскую линию или агенту. Судоходная линия, или агент, удостоверившись, что возвращены именно те экземпляры, которые были  изданы ранее,  отправляет агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены. После этой процедуры и оплаты стандартных линейных сборов (хранение, демередж, разгрузочно-погрузочные работы)  груз может быть выдан указанному в коносаменте грузополучателю без предъявления оригиналов коносамента. 

Следует обратить внимание, что Телекс-релиз выдается только на именной коносамент. В случае с ордерным коносаментом агент в порту назначения разрешит выпустить груз только после получения оригиналов.

На практике  можно столкнуться с понятиями «линейный коносамент» и «домашний коносамент». Очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два комплекта коносаментов – линейный и домашний.

Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — компании-экспедитора, клиентами которой являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности.

Домашний коносамент выпускается компанией-экспедитором (агентом) для конкретного грузоотправителя и очень удобен при перевозке сборных грузов. В этом случае все строится следующим образом: агент забирает грузы со склада отправителя и привозит к себе на склад. То же самое он делает и с остальными грузами, в итоге для отправки в контейнер собирается товар от нескольких отправителей. Для каждого из них заполняется отдельный – домашний коносамент.

Содержание обоих коносаментов полностью совпадает  в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различается только содержимое граф «грузоотправитель», «грузополучатель», «сторона, подлежащая уведомлению».

 

Линейный коносамент

(master bill of lading, MBL)

Домашний коносамент

(house bill of lading, HBL)

Выпускается

морской линией

агентом-экспедитором

Для кого

агента-экспедитора

 грузоотправителя

Грузоотправитель

агент-экспедитор в стране отправления

реальный отправитель (поставщик)

Грузополучатель

агент-экспедитор в стране назначения

реальный получатель

Сторона, подлежащая уведомлению о прибытии груза

агент-экспедитор в стране назначения

реальный получатель

Использование домашних коносаментов страхует от рисков неуплаты со стороны покупателя:  пока не будет оплачен счет агента-экспедитора (портовые сборы, вознаграждение агента и др.), агент не выдаст отправителю комплект домашних коносаментов. Отправитель не вышлет коносаменты получателю, пока не получит оплату за товар, а без предоставления получателем оригиналов домашних коносаментов экспедитор не выдаст груз.

Вместе с тем, настоящим владельцем груза для морской линии юридически является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому следует тщательно проверять экспедиторов, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.

Следующее, на что хочется обратить внимание – это ценообразование на морской фрахт. Под фрахтом может пониматься как наем всего судна, либо его части для доставки груза в порт назначения (обычно на одном судне перевозится груз сразу от нескольких отправителей), так и плата за транспортировку товара. Тарифные ставки всегда формируются заранее, что позволяет заблаговременно рассчитать стоимость доставки груза. Грузоперевозчик не вправе увеличивать тарифную ставку на транспортировку, даже если судно уходит из порта не полностью загруженным.

Тарифная ставка зависит от вида и объема контейнера, дальности маршрута, порта отправления и места назначения. Кроме фиксированной суммы фрахта существует обязательная доплата, которая компенсирует затраты судовладельца на терминалах в портах  (надбавка за подготовку документов, сопровождающих погрузку и разгрузку продукции; дополнительная плата за обработку товара в порту) либо на закупку топлива  (сбор, учитывающий колебания цен на масло и топливо). Тарифная ставка и обязательная доплата формирует стоимость фрахтования.

Следует иметь ввиду, что тарифные ставки часто пересматриваются, так как зависят от времени года, загруженности линий, сроков доставки, возможных рисков (например, военные действия в зоне движения судна)  и др. При этом ставка может долгое время оставаться  неизменной, а затем резко изменяться в большую или меньшую сторону.

Кроме того, планируя  доставку, учитывайте тот факт, что стоимость морского фрахта всегда привязывается к дате выпуска коносамента. Поэтому  возьмите за правило уточнять у  компании - экспедитора  сроки действия ставок и об ожидаемых изменениях тарифов, для того, чтобы не случилась следующая ситуация.

Вы договорились с поставщиком, что товар будет готов к отгрузке 24 марта.  Запросили стоимость фрахта у своего экспедитора, рассчитали бюджет  и 25 числа на складе поставщика загрузили контейнер и доставили в порт. Что-то с таможней или с документами пошло не так, товар погрузили на судно только 31 марта, коносамент выпустили  01 апреля. А с  01 апреля у  перевозчика наступил новый  период, и произошло повышение  ставки  на 100 USD. Вроде немного, но неприятно…. несмотря на то, что груз был загружен на судно 31 марта, стоимость фрахта придется оплатить по ставкам, нового периода, по  дате  выпуска коносамента (01 апреля).  

Еще один нюанс, фрахт за перевозку зависит от типа контейнера. Стоимость стандартных 20DV  и  40DV контейнеров самая низкая по сравнению с другими типами. Эти связано с их востребованностью и приспособленностью для погрузочно-разгрузочных работ, крепления на судне, хранения в пору. Не стоит считать, что если 40-футовый контейнер в два раза больше 20-футового, то и его фрахт будет в два раза больше. Это заблуждение. Перевозка 40-футового контейнера обойдется вам  дешевле, чем перевозка двух 20-футовых. Это связано с тем, что кроме физического перемещения контейнеров происходит большая организационная работа по их учету, оформлению документов, работе с отправителем и получателем. При этом единицей учета является один контейнер и неважно, какой он.

Ставка на морской фрахт, применяемая для перевозки одного контейнера называется спотовой. Она зависит от ситуации на рынке морских перевозок и всегда больше, чем ставка на один контейнер в случае, если вы собираетесь перевозить 20 контейнеров сразу. Чем больше контейнеров, тем больше скидка морской линии.

Однако, приобретение морского фрахта напрямую у морской линии не означает, что ставка будет ниже, чем у агента. Арифметика проста: агент перевозит в месяц 300 контейнеров, и на каждый из них имеет от морской линии скидку в 200 долларов. Вам он продаст фрахт на 100 долларов больше, чем покупает у линии. Всем хорошо и выгодно….

Напоследок о том, чего следует ожидать после того, как контейнер с грузом  прибудет в порт  назначения. Для получения права вывоза за пределы порта необходимо оплатить внутрипортовые сборы агенту морской линии, чьими силами перевозился контейнер, либо экспедитору, который перевыставляет счет, полученный от агента морской линии. Совокупность и величина этих сборов у каждой линии своя, но, как правило, различаются они незначительно.

Портовые сборы включают в себя, из обязательных:

- выгрузку контейнера с корабля на причал, внутрипортовое перемещение и погрузку на транспортное средство для вывоза за пределы порта;

- сбор за вывоз контейнера;

- вознаграждения агенту морской линии.

Кроме того, по факту возникновения взимаются  следующие сборы:

- перемещение контейнера на специальные площадки для взвешивания, таможенного досмотра, МИДК (сканирование груза) и обратно;

- выгрузка груза из контейнера;

- хранение в порту (аренда контейнерной площадки) сверх установленного времени;

- иные сборы.

Следует иметь ввиду, что агент морской линии в порту назначения всегда выставляет счет за свои услуги, поскольку затрачивает  силы и время на обработку контейнера, но не всегда сообщает об этом клиенту. Поэтому советую уточнять, данный момент, чтобы дополнительные расходы не явились для вас неожиданностью.

Ну что же, удачи!!!….

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ НАМ!

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю, что согласен с условиями на обработку персональных данных