В РФ при временном импорте грузов в качестве таможенной декларации требуется особый документ, имеющий международный статус, – карнет АТА. Он позволяет лицам (участникам ВЭД) сократить затраты при уплате всех необходимых взносов и время на оформление деятельности.

Важно отметить, что действует карнет АТА лишь в отношении группы определенных товаров. Его наличие облегчает процедуру импорта.

 

Основное определение

Конвенцию о карнете АТА приняли в Стамбуле в 1961 году. Именно она регулирует применение подобных документов в государствах, входящих в Таможенный союз. Несмотря на частое использование формуляра, не все точно понимают, что скрывается за заглавными буквами.

Расшифровка аббревиатуры АТА представлена двумя терминами: Admission Temporaire (на франц.) и Temporary Admission (на англ.). Оба они переводятся на русский язык как «ввоз на время».

Характерные свойства документа

Карнет АТА товаров действует в РФ с 1995 г, когда государство присоединилось к Стамбульской Конвенции. К характерным особенностям данного документа можно отнести следующие факты:

  • выдается как физическим, так и юридическим лицам РФ;
  • для получения нужно обращаться в Торгово-промышленную палату;
  • является единым официальным документом, обеспечивающим возможность ввоза товара;
  • стоимость грузов, ввозимых в соответствии с карнетом АТА, допускается любая;
  • не требует дополнения финансовыми гарантиями;
  • оформление возможно на нескольких языках. Основных два – французский и английский, но также требуется дублирование на русский.

Срок актуальности карнета АТА составляет 12 месяцев со дня вступления в силу. Возможны определенные ограничения, в зависимости от действующих нормативов государства, куда осуществляется ввоз. Однако документ имеет официальную силу лишь в тех странах, которые присоединились к Конвенции.

Временный импорт груза возможен транспортом любого типа: морским, авиационным, автомобильным, ж/д.

 

Преимущества данного паспорта

Применение карнета АТА характеризуется несколькими положительными проявлениями:

  1. Исключается необходимость оформлять депозит, получать гарантии от банка, поручительства. Международный документ, составленный в Торгово-промышленной палате, сам по себе свидетельствует о надежности деятельности его владельца.
  2. Заменяет собой декларацию, которую необходимо заполнять на таможне. Участник ВЭД освобождается от этой процедуры.
  3. Действует по отношению к большой группе товаров.
  4. Можно применять карнет АТА при импорте груза (на определенный период) в страны, входящие в Конвенцию. Число пересеченных границ не учитывают.
  5. Не требует официального перевода на государственный язык той державы, куда осуществляется ввоз продукции.
  6. Ускоряет растаможку.
  7. Освобождает держателя от уплаты пошлины и платежей на таможне.

Важно уточнить один момент: использование документа для ввоза товаров на время не исключает того факта, что декларант должен представить разрешительные документы на груз, импортируемый в РФ.

В отношении каких товаров действует

Список грузов, которые можно временно ввозить с карнетом АТА, приведен в Конвенции. Действует документ в отношении следующих товаров:

  • специального оборудования СМИ, кинематографической индустрии;
  • техники для обеспечения деловой сферы: видео-, аудиоаппаратуры, ПК и пр.;
  • экспертного оснащения, которое используется при ремонтных, монтажных работах, проведении ТО транспорта;
  • фотоаппаратуры и различных комплектующих;
  • медоборудования;
  • продукции, необходимой для налаживания связей в области науки или культуры;
  • экспонатов. Эти объекты можно использовать на ярмарках, тематических выставках или фестивалях;
  • оборудования, которое применяется на концертных площадках и в театре;
  • транспорта для обеспечения всех перечисленных процессов. В эту группу попадают передвижные лабораторные центры, различные установки для контроля и выполнения каких-то специфических технических процессов;
  • универсальной тары, которая может применяться для различной продукции. В эту категорию включены ящики, поддоны, разные контейнеры и пр.

Грузы, которые ввозятся с данным международным документом, запрещается вывозить за пределы места проведения указанных мероприятий, давать в аренду сторонним лицам или продавать.

Товары, для которых документ не действует

По карнету АТА можно ввозить на временное пребывание различные виды грузов. Однако есть категории товаров, на которые действие международного документа не распространяется:

  • продукция одноразового назначения и расходники;
  • изделия потребительского значения;
  • предметы для использования в коммерческих целях.

Не работает карнет АТА и в отношении транспорта. Для автомобилей применяется международный паспорт иного типа – CRD. Подробнее уточнить категории грузов и продукции, временный ввоз которых разрешается, и ознакомиться со спецификой оформления можно в статье о таможенной процедуре.

Какие документы нужны

Процесс оформления карнета АТА требует предоставления целого пакета официальных бумаг, в том числе понадобятся:

  • заявление с подписью директора фирмы-соискателя. Служит гарантией;
  • сопроводительное письмо. В нем должна содержаться просьба выдать карнет АТА;
  • ксерокопия документа, подтверждающего юридический статус предприятия-декларанта. Это могут быть устав, свидетельство с регистрационным номером, заверенные у нотариуса;
  • ксерокопии счетов, накладных и прочих документов, в которых содержится информация о коммерческой стоимости товаров для временного ввоза;
  • подтверждение цели импорта;
  • полный перечень всех позиций товаров;
  • квитанция, подтверждающая оплату ТПП.

Карнет АТА оформляется на протяжении 7 суток со дня подачи пакета документов.

Особенности заполнения документа

Чтобы карнет АТА приобрел легитимность, важно правильно внести в него информацию. Документ состоит из обложки, внутри содержатся отрывные листы (ваучеры). Именно их используют при въезде или выезде из государства – участника Конвенции. На обложке указываются имя и фамилия держателя, адрес, назначение груза, список стран и срок актуальности.

При оформлении карнета АТА требуется, чтобы была на руках доверенность владельца. Вся информация должна указываться правильно. Еще потребуется написать полностью название компании-держателя международного документа, которая занимается перемещением продукции и выступает декларантом.

Описание нужно сделать на русском языке (в скобках). Важно для каждого товара указать идентификационные характеристики (артикул, серийный номер и пр.), добавить фото с изображением этих предметов. В противном случае на таможне инспектор со 100% вероятностью отправит груз на досмотр.

Процесс оформления документа очень специфический и требует от декларанта осведомленности и навыков. Дополнительная сложность заключается еще и в большом списке сопроводительных документов, а также в ограничениях, которые действуют в отношении группы определенных товаров. По этой причине очень легко допустить ошибку. Чтобы избежать подобных проблем, стоит обратиться за помощью к профессионалам. Транспортная компания 1Kargo оказывает услуги грузоперевозок и берет на себя решение вопросов с таможенным оформлением.

Узнать подробнее о возможности сотрудничества можно на сайте у нашего онлайн-консультанта или по телефону (бесплатный номер для связи есть в разделе «Контакты»).

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ НАМ!

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю, что согласен с условиями на обработку персональных данных