Решив однажды привезти товар из-за границы не для себя, а в большем объеме, скажем для продажи, или использования в собственном производстве следует задуматься не только о вопросе приобретения данного товара, но и над тем, на каких условиях вы его приобретете, чтобы минимизировать свои издержи и сохранить здоровой нервную систему.
Речь идет о базисных условиях поставки, определяющих обязанности продавца и покупателя по доставке, устанавливающих момент перехода риска случайной гибели или порчи товара, а так же распределяющих между продавцом и покупателем многочисленные расходы, связанные с транспортировкой (транспорт, страхование, таможенное оформление). Расходы по доставке, которые понесет продавец, он включит в стоимость товара. Они весьма разнообразны и могут достигать иногда до 30-50 % цены товара.
Особенности базисных условий поставки регламентированы международной практикой и обозначены в "Международных правилах толкования торговых терминов ("Инкотермс"). Диапазон их весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты поставок - от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе (группа Е) до случая, когда ответственность по доставке и рискам несет продавец.
4 основные группы терминов
На сегодняшний день существуют 4 основные группы терминов (Е, F, С, D) и 11 базисных условий поставки, о которых имеется достаточно публикаций и пояснений, как в общедоступных изданиях, так и в сети Интернет, поэтому останавливаться на всех не буду. Затрону лишь те, которые наиболее часто используются в торговле с Китаем.
EXW - «франко-завод» или «самовывоз» – самые простые условия для продавца и одновременно сложные для покупателя, с точки зрения трудоемкости и организации. Обязанность поставщика по доставке заканчивается с момента передачи товара в распоряжение покупателя на своем заводе или складе.
Покупая товар на данных условиях, вы получаете «головную боль» и дополнительные расходы по решению проблем подачи транспорта на склад поставщика, проведения погрузочно-разгрузочных работ, оформления документов для вывоза товара из страны экспорта и перевозки его до места назначения. Но при этом цена товара будет самой предпочтительной для покупки.
При работе с Китаем к поставкам на условиях EXW, следует относиться с осторожностью, поскольку, скорее всего у поставщика отсутствует лицензия на экспорт, и он не может на законных основаниях организовать отправку товара.
Так было с одним моим знакомым, решившим в далекий 2009 год впервые привезти партию мягкой мебели из Китая…. Казалось бы, предусмотрели все: решили вопросы с фрахтованием судна; подачей контейнера под погрузку в указанное место; доставке в порт; и т.п. И вот, когда все было готово и назначена дата «Ч» поставщик вдруг сообщает, что у него нет разрешения на экспорт товара...
Сил и времени потрачено было не мало, прежде чем нашли экспортно-импортную компанию, имеющую соответствующий документ, не говоря уже о том, что пришлось переносить дату отправки груза из порта Китая и нести незапланированные расходы.
Кроме того, следует учесть, что при прохождении российской таможни, уповая на то, что вы купили товар по низкой цене, сэкономить не получится. Таможенные платежи рассчитываются исходя из таможенной стоимости, которая, при данных условиях поставки, будет складывается из стоимости Инвойса и ваших расходов, понесенных до места прибытия товара на территорию Таможенного союза (т.е. все расходы, включая декларирование на экспорт, которые вы понесли в Китае и стоимость основной перевозки).
Если вы все-таки решили использовать именно условия EXW, несколько советов:
- выбирая транспортное средство не забудьте учесть особенности перевозки данного вида товара;
- детально уточните у поставщика параметры и характеристики грузовых мест;
- четко согласуйте с продавцом точный адрес передачи товара и не только географический, например Шанхай, а с указанием улицы, номера дома, склада и т.п.;
- определите конкретный срок подачи транспортного средства под погрузку.
FOB - «свободен на борту», наиболее распространенное при работе с Китаем условие. По требованиям Инкотермс, подлежит применению только для морского и внутреннего водного транспорта, однако очень часто используется и для авиаперевозок. Поставщик оформляет экспорт товара, доставляет и погружает его на борт судна в согласованном месте отправки. Стоимость данных услуг уже включена в стоимость товара.
Однако на практике, в большинстве случаев, китайский продавец доставит груз, свободный для экспорта, до указанного перевозчика в названном месте, но без погрузки его на судно. Т.е. фактически использует термин FСА – «франко перевозчик» и незапланированную стоимость погрузки придется оплачивать вам.
А может быть и такое, если вы покупаете товар у китайского предприятия которое не часто, либо вообще никогда не работало на экспорт, получить в итоге не FOB, а EXW. Например, вы решили приобрести товар, произведённый в г. Ухань, предлагаемый на условиях EXW Ухань, то есть прямо на фабрике со склада. Договариваясь с поставщиком, вы обозначаете, что в Россию товар повезете морем из порта Нингбо. Китайский менеджер без проблем предложит FOB Нингбо и, обратите внимание - цена товара останется прежней. Но это не значит, что поставщик хочет обмануть вас, просто у него нет квалифицированных кадров, которые разбирались бы во всей этой терминологии, или он так понимает данное условие поставки.
Не редко на китайских логистических форумах можно встретить подобные объявления: «Вчера заключили контракт с русскими на ФОБе, кто-нибудь поясните что это?», или «HELP!!! Продали на экспорт на условиях FOB- Далянь. Какие наши обязанности?»…. А вам, за непонимание поставщика придется заплатить и за доставку в другой город, и за таможенную очистку на экспорт, и за погрузку на борт судна.
Поэтому совет: в переговорах с китайскими поставщиками не стесняйтесь уточнять и переспрашивать. Кроме того, в условиях договора на поставку не ограничивайтесь указанием одного термина (FOB- Шанхай), а пропишите конкретные обязанности продавца и покупателя по доставке товара.
CIF – «стоимость, страхование и фрахт», юридически правильно применять только к водному транспорту. Считается, что данные условия перевозки являются достаточно выгодными и надежными для покупателя, поскольку, во-первых, все проблемы и расходы основной перевозки до выбранного порта назначения возлагаются на продавца. Во-вторых, продавец заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки. В-третьих, поставка может быть произведена только после того как произошел прием всей документации, а также непосредственно самого груза.
В начале работы с китайскими поставщиками с их стороны не редки предложения, доставить товар покупателю непосредственно до российского порта на условиях CIF или CFR – «стоимость и фрахт». При этом обещается, что стоимость доставки будет ниже, чем если ее закажет покупатель; гарантируется отсутствия рисков утраты и повреждения товара в пути и отсутствие операционных затрат по доставке.
Однако, на практике все происходит с точностью до наоборот. В стоимость фрахта, как правило, не включаются расходы по выгрузке в порту прибытия и хранению груза, что исчисляется в сотнях долларов. Риск утраты товара переходит на получателя не в порту назначения, как он уверен, а в порту отправления после погрузки на судно (таковы правила Инкотермс). Кроме того, самое частое, что можно встретить в работе с китайскими поставщиками – это ошибки в коммерческих документах (неточное указание названия товара, количества мест, веса, цены и т.п.). Чтобы выяснить только одно несоответствие и внести соответствующие изменения, придется потратить не один день, что повлечет за собой сверхнормативное хранение товара в порту, порядка 30-45 дол/сутки за контейнер.
Поэтому совет такой: при работе с китайским поставщиком, постарайтесь избежать условий CIF, или добивайтесь того, чтобы он доставил товар не до порта назначения (например, CIF Шанхай – Владивосток), а непосредственно до места вашего нахождения (скажем CIF Шанхай - Екатеринбург). В этом случае поставщик позаботится о грузе и оплатит все портовые услуги. Вам останется только получить товар и совершить таможенные операции при импорте.
DAP – «поставка в месте назначения», означает, что поставщик исполнит обязанности по доставке, когда предоставит товар в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. При этом он несет все риски, связанные с доставкой товара в
поименованное место.
В практике работы с китайскими поставщиками условия DAP обычно применяются при доставке железнодорожным и автомобильным транспортом, когда китайская сторона доставляет груз до пограничного пункта пропуска и передает покупателю. Самостоятельная организация железнодорожной перевозки для российского предпринимателя дорогое удовольствие. Китаец, как резидент страны, заплатит в два раза дешевле.
Данные условия поставки выгодно применять тогда, когда географическое место отправки вашего груза в Китае находится недалеко от пункта пропуска на российско-китайской границе (например Манчжурия - ЖДПП Забайкальск), или китайско- казахстанской границе (например Урумчи - ЖДПП Достык), поскольку расходы по доставке, которые поставщик включит в цену товара, будут минимальны. Кроме того можно сэкономить на таможенных платежах, так как стоимость транспортировки от границы Таможенного союза до места назначения не включается в таможенную стоимость.
Совет: если вы собираетесь использовать железнодорожный транспорт при отправке груза из южной или юго-восточной части Китая, скажем Гуанчжоу или Фошань, следует задуматься… Гораздо дешевле привезти морем.
К примеру: ставка на доставку 40 футового контейнера ж\д транспортом по маршруту Гуанчжоу – Москва будет в районе 4100 долларов США, и это без прочих операционных расходов. Комплексная же ставка на условиях FOB Гуанчжоу – Владивосток-Москва с доставкой в пределах МКАД обойдется примерно в районе 3100 долларов.
Ну что-ж, решать Вам…..