При покупке товара очень часто возникает вопрос об оригинальности. Потребитель имеет право рассчитывать на получение настоящей продукции, но зачастую в руки попадает подделка, контрафакт. Кстати, но стоит путать его с фальсификатом или копией. Это разные понятия, а в чем заключается различие, расскажем ниже.
Что называется контрафактом
Ни для кого не секрет, что на рынке очень много неоригинальных товаров. Всегда находились умельцы, которые желали заработать на раскрученном бренде или продукте, выпуская нечто похожее, но более дешевое по себестоимости и менее качественное. То есть, они выпускали контрафакт.
Под этим термином скрывается производство или внедрение на рынок подделок товаров от популярных брендов с малозаметными изменениями или вовсе без них. Целью выпуска контрафакта является возможность получить быструю наживу. Другими словами, подделки – это спекуляция на качестве продукции от известных производителей, их интеллектуальной собственности и авторском праве.
Конечно, контрафактные изделия поставляются без лицензий, сертификатов и каких-либо других правовых документов. Соответственно, уверенности в их качестве нет.
Какую угрозу таят подделки
В первую очередь их изготовление и запуск в продажу вредят правообладателям. Люди, которые разработали оригинальный продукт и заинтересовали им потребителя, несут многомиллионные убытки, поскольку клиенты, разочаровавшись в качестве, просто перестают его покупать. Теряют интерес и инвесторы. При этом часто даже нет осознания, что столкнулись с контрафактом.
Помимо этого, умельцы, которые выпускают подделки, используют некачественный материал, чтобы сэкономить, что таит прямую угрозу для здоровья потребителей.
Различия контрафактных товаров
Отличия в продукции заключаются в принципе ее подделки. Выделить можно:
- Выпуск изделий, которые по внешним признакам практически не отличаются от оригинала. Изменения незначительные могут быть в логотипе (например, переставили или заменили букву в слове). Остальные характерные свойства сохранены (шрифт, оформление, цветовая гамма). Привлечь к какой-либо ответственности производителей подделки почти нереально, поскольку они же используют «просто похожий, но абсолютно иной» товарный знак.
- Выпуск копии. В таком случае отличить подделку от оригинала невозможно, поскольку в полной мере отображены все опознавательные и характерные черты. Стоимость выше, чем у контрафактов первого типа. Впрочем, по себестоимости производства копии тоже затратнее, но и прибыльнее. Покупатели их не отличают от оригинала, принимают за чистую монету, с уверенностью приобретают. В таком случае привлечь умельцев к ответственности уже проще. Факт подделки можно доказать.
- Пиратство. Под этим понятием подразумевают размножение копий фильмов, музыки, литературы без согласия и даже ведома автора или исполнителя. Данный вид контрафакта наиболее распространенный и разорительный для изготовителей оригиналов.
- Присвоение авторского права на открытие или техрешение. Если они используются без согласия и разрешения изобретателя или владельца патента, то это тоже подделка, и за подобные действия можно привлекать к ответственности.
Как видим, вариантов контрафакта много, что еще раз подтверждает популярность и прибыльность данного направления в современном производстве.
Отличия от фальсификата
Часто потребители используют оба термина в качестве синонимов. Однако между ними есть различия.
Контрафакт – это продукт, который создан на основе товара от популярного бренда с использованием характерных свойств и черт в оформлении. То есть, подделка, которая вполне может быть качественной, но изготовленная и выпущенная на рынок без согласия правообладателя.
Фальсификат – это низкокачественный товар, который производитель незаконно выдает за оригинальный. Такие продукты таят опасность для потребителей, поскольку изготовлены обычно из дешевого сырья. Оно может быть токсичным, опасным для окружающей среды и здоровья.
Интересно, что фальсификату иногда присущи черты контрафакта. Однако изменению подвергаются качественные свойства товара, его состав с целью снизить себестоимость производства. По сути, принципиальная разница заключается в компонентах продукта.
Опасные виды фальсификатов
Как мы писали выше, такие продукты могут нанести вред человеку из-за использования некачественных компонентов. К наиболее опасным видам фальсификатов стоит отнести:
- лекарства;
- табачные изделия и алкоголь («паленка»);
- продукты питания, которые выпускаются с нарушениями стандартов или норм (санитарных, технических);
- товары для детей.
Единственный вариант защититься от покупки фальсификата – попросить лицензию или сертификат у продавца.
Как определить контрафакт
Общепринятых правил, по которым можно распознать подделку, мало. Нужно внимательно осматривать покупаемый продукт. Определить подделку реально по нескольким отличиям:
- неправильное написание логотипа (к примеру, не Reebok, a Riebook и пр.);
- смазанные, нечеткие буквы;
- отсутствие защитных символов и знаков;
- несоответствия в составе;
- неприятный или нехарактерный запах.
Но при этом товарам присущи особенные черты, которые указывают на аутентичность.
Подводя итог, отметим, что на 100% защитить себя от подделок, наверное, нереально. Производители контрафакта прилагают усилия, чтобы удержаться на рынке и получать сверхприбыли. Соответственно, они оттачивают мастерство и внедряют новые технологии в производство, чтобы наделить продукцию максимальным сходством с оригиналом. Впрочем, как мы писали выше, не всегда подделки никуда не годятся, хотя осознание того, что перед вами не уникальный товар, а копия, все же не радует. Первостепенной задачей потребителя является избегание фальсификатов. Именно они несут реальный вред и опасность. Будьте внимательны!