Обычная для китайско-российского бизнеса ситуация: китайский партнер сообщает вам о том, что заказанный товар готов к отправке и просит оплатить оставшуюся по договору сумму (ее размер обычно составляет около 70%). Но стоит ли сразу удовлетворять эту просьбу? Для начала мы рекомендуем вам убедиться, что китайский поставщик добросовестно подошел к вопросу подготовки экспортной операции. Ведь иначе на таможне вы можете столкнуться с определенными проблемами, решить которые постфактум порой бывает невозможно.
Сертификация товара
Согласно российским законам некоторые группы товаров, идущие к нам из-за рубежа, подлежат обязательной сертификации, без которой их продажа в России будет невозможна. К таким товарам относятся электроника, игрушки, продукты питания и т.д. Вам следует заранее уведомить китайскую сторону о том, что товар должен сопровождаться определенными документами. После того, как контейнер покинет китайский порт, вы уже не сможете оформить гигиенический сертификат, произвести должную маркировку мотоциклов или двигателей…
Очень важно заранее знать полный список документов на китайский товар, которые понадобятся вам в России. Соответствующий запрос можно направить транспортной компании, которая займется перевозкой груза из Китая. Документы и их количество должны быть указаны в контракте, иначе китайская сторона может отнестись к данному вопросу с известной долей китайской невозмутимой халатности.
Упаковка товара
Важность качественной упаковки не стоит недооценивать, особенно в виду того, что речь, как правило, идет о транспортировках на расстояния в несколько тысяч километров. Морская качка дает нагрузку на импортируемый товар, поэтому упаковка должна ее выдерживать. Кроме того, на ней должны указываться отправитель и получатель груза, а также особые знаки, такие как «не кантовать», «хрупкое, не бросать» и т.д.
Нередки случаи, когда «неподписанные» грузы попросту теряются на просторах порта в Шанхае, а найти их и понять, кому они предназначены и кем были отправлены, задача практически утопическая.
Кроме того, у упаковки есть и маркетинговая функция, особенно если вы собираетесь продавать товар под именем собственного бренда. Чтобы видеть на упаковке наименования, инструкции и описания на правильном русском языке, разработайте соответствующие этикетки сами, потому как китайцы, скорее всего, переведут ваш текст в Googleи получившуюся нелепицу, способную снизить рыночный потенциал вашей продукции, налепить на упаковку. Поэтому, чтобы термос не превратился в «кружку для хранения тепла», возьмите ответственность по тексту описаний товара на себя.
Условия по поставке товара
Китайский поставщик может неверно истолковать термины INCOTERMS-2010 – неважно в силу неопытности или вполне сознательно. Так, например, самая распространенная поставка FOBподразумевает, что продающая сторона обязана доставить продукцию в порт, пройти таможенное оформление в порту и погрузить груз на судно, которое укажет покупатель. Расходы по перевозке товара в порт и по его погрузке несет продавец. В то же время, если покупателем и продавцом являются две компании, расположенные в Китае, то FOBможет означать доставку контейнера в порт без таможенного оформления и погрузки заказа.
Вот почему мы рекомендуем давать точное определение терминам INCOTERMS непосредственно в контракте. Иначе вы можете столкнуться со следующей ситуацией: вы полностью внесли деньги за свой заказ, а китайский поставщик отказался оплачивать агентские сборы (обычно один контейнер требует расходов в 1 тысячу долларов). В результате вы не получили вовремя нужный пакет сканированной документации, а товар «завис» на российском СВХ, услуги которого пришлось погашать вам из своего же кармана.
Ответственность китайской стороны
Китайская компания никогда не возьмет на себя лишнюю ответственность, помимо той, что прописана в контракте на поставку. Да и контракт не всегда спасает российских заказчиков китайского товара. Виной тому специфичность контрактного права КНР, которое призвано защищать интересы экспортеров. Именно поэтому китайские компании так часто игнорируют или халатно относятся ко всяким «мелочам» вроде рекламаций и санкций, поскольку правом КНР такие виды ответственности не особо рассматриваются и, следовательно, не имеют силы в Китае. Китайские горе-производители, коих, к сожалению, еще немало, начинают «исчезать» из поля зрения далекого российского заказчика, перестают реагировать на письма и звонки или же прибегают к банальным отговоркам, типа «простите, у нас новое руководство», «того бракодела уже уволили» и т.п.
Само понятие «производственной компании» является для Китая очень распространенным. Под словом «завод» здесь могут понимать небольшую квартиру на две комнаты в жилом здании, где стоит пара станков, и работают три халтурщика. Ничто на деле такой компании не мешает иметь красивый сайт в Интернете на английском и китайском языках (поддерживать в Китае web-ресурсы достаточно дешево). А в случае серьезных проблем и возникновения неподъемной ответственности такой компании ничего не стоит просто закрыться. Поэтому прежде чем переходить к заключению серьезных договорных отношений проверяйте китайских поставщиков по всех доступным официальным и неофициальным источникам.
Ошибки в таможенных документах
Вес и объем грузов китайцы, как правило, рассчитывают с оглядкой на прошлые поставки. Порой расхождения в весе и объеме могут достигать и 30%, китайским поставщикам не привыкать работать «на глаз». Ровно тем же образом в таможенной декларации может значиться неверная стоимость товара, не совпадающая с той, что указана в прочих документах. В контейнере порой можно обнаружить товар, который не числится в упаковочном листе, например ящик ЗИП или буклеты, положенные в последний момент российскому партнеру в подарок – как правило, на самое видное место. Такие мелочи приводят к таможенному досмотру, задержкой или срывом сроков, штрафам, корректировкам таможенных расходов и другим, весьма неприятным для заказчика последствиям.
А ведь при этом самые важные экспортные документы оформляются лишь единожды при пересечении таможенной китайской границы, и не подлежат исправлениям или заменам.
Таможенная стоимость товаров
Те, кто работает в области внешнеэкономической деятельности не первый год, знают, что в российском законодательстве существует понятие «цена риска», то есть минимальная стоимость товара из расчета на 1 килограмм его массы, основанная на статистике прошлых поставок идентичного товара с тем же товарным кодом. По этой цене импортеру и надлежит оплатить пошлину и НДС. Но фактически ваш товар может стоить дешевле! Поэтому заранее узнавайте, как реальная цена товара коррелирует с «ценой риска», и если товар по факту имеет более низкую стоимость, подготовьте документы, подтверждающие этот факт для предоставления таможенным органам. К таким документам можно отнести экспортную декларацию и инвойс – их копии могут быть заверены печатью Китайского комитета по содействию внешнеэкономическому развитию. Заверить такой документ стоит около 500 юаней, но сделать это можно лишь в Китае. Если вы не подтвердите низкую стоимость импортируемого товара, то таможня может прибегнуть к «корректировке таможенной стоимости», и расходы, которые вам придется понести, не будут основаны на реальной стоимости товара, указанного в инвойсе, а будут рассчитаны по формуле – проходная цена за 1 килограмм х общая масса груза х пошлина за ввоз х 18% НДС. Добиться возмещения оплаченного вами излишка можно будет лишь через суд, на что уйдет и время, и нервы.
Помните о том, что операция по импорту-экспорту товара – это не столько его перевозка, сколько перемещение документации из одной страны в другую. Китайские законы и экономика КНР ориентированы на экспорт, оттого китайцы «не парятся» по поводу документальной стороны сделок. Контракт здесь часто заменяется проформой-инвойсом, в котором содержится лишь информация по наименованию груза и условиях его поставки – никаких тебе характеристик, никаких рекламационных условиях и т.п.
Китайская таможня обычно не взвешивает контейнеры, не проверяет, совпадает ли их содержимое с тем, что указано в документах. Такие проверки проводятся лишь время от времени и очень выборочно. Поэтому именно импортер должен позаботиться о точности заполнения документов и о полноте их содержания.
У российской таможни другие ориентиры, основным из которых является пополнение государственного бюджета. Поэтому она гораздо более придирчива к участникам международной торговли и замечает любую неточность в таможенных документах вплоть до лишней запятой или мелкой ошибки в переводе.
Работая с Китаем, будьте предельно внимательны, предугадывайте возможные неприятности наперед – в таких вопросах лучше перестараться, чем недоглядеть.