Основными проблемами при возврате китайского товара являются: высокая коррумпированность чиновников этой страны и предвзятость судей, которые чаще всего защищают сограждан. Такова данность Поднебесной и каждый бизнесмен, получивший негативный опыт работы с Китаем и его поставщиками, может это подтвердить.
Нужно учесть, что подобно России, в Китае существует масса фирм-однодневок, которые обогащаются на обмане своих заказчиков.
Если Вам поставили продукцию низкого качества, сразу же оформляйте документацию на возврат товара. Необходимо будет подготовить и собрать следующий пакет документов:
* Претензию к качеству товара;
* Товарные накладные на перевозку, которые находятся у Вас;
* Акт приёма-передачи товара.
С правовой стороны, надежнее оформлять возврат товара совместно с представителем компании китайского поставщика. Это поможет исключить проблемы с получением денежной компенсации за перевозку, если поставщик откажется выполнять Ваши справедливые требования.
Рассмотрим оформление претензии на товар, которую Вы составляете при работе с Китаем. Её форма и содержание могут определяться стандартом, установленным компанией. Претензия составляется на фирменном бланке организации и содержит следующие данные:
* Реквизиты компании-поставщика;
* Его юридический адрес;
* Данные о заказчике, его платёжные реквизиты и юридический адрес;
* Номер/дата договора о закупке продукции;
* Список претензий к качеству товара со ссылками на статьи закона;
* Претензия по возмещению к заказчику;
* Срок рассмотрения претензии и принятия решения поставщиком.
Претензия (письмо) о возвращении товара должно быть подписано сотрудником компании, который официально выступает её посредником для других организаций. Ознакомиться с образцом претензии можно у юристов, которые специализируются на спорах между контрагентами во внешнеторговых отношениях, в том числе при работе с Китаем.
Следует знать, что оперативная подача акта-претензии на возврат товара ускорит решение спора с поставщиком и позволит сделать это еще до рассмотрения вопроса в суде. Как правило, этот документ оформляется специальной комиссией, созданной из представителей обоих сторон – покупателя и поставщика. Акт желательно подготовить у опытного специалиста и как можно скорее, сразу же по выявлении брака. Это поможет Вам компенсировать свои убытки за счет поставщика.
Акт-претензия должен содержать следующее:
* Время и место составления документа;
* Поименный состав комиссии;
* Реквизиты международной ТТН;
* Перечень бракованных товаров с отметкой о недостатках или других претензий;
* Выводы независимой экспертизы;
* Требование о возврате денег к компании-поставщику.
Акт подписывается каждым членом комиссии с указанием особого мнения о несогласии с выводами своих коллег (если таковое имеется).
В виде дополнений к акту прикладываются копии таких документов, как:
* Договоры на перевозку товара;
* Накладная на партию;
* Платежные поручения на перечисление денег.
Помимо этого стоит подсчитать убытки, образовавшиеся при получении бракованной продукции, и вывести итоговую стоимость.
Пожалуй следует дать ещё некоторые советы по оформлению возврата продукции поставщику при работе с Китаем оптом.
* Все необходимые документы нужно готовить заранее. При возможности сделайте фото (видео) товара до его отправления и по получению. Это лишний раз докажет вину компании, отгрузившей бракованный товар, и подтвердит законность Ваших претензий. Часто китайские поставщики необоснованно спорят, не обладая сколько-нибудь значимыми доказательствами своей правоты, подтверждающими должное качество товара, оговоренное документально. Именно поэтому такие нюансы нужно предусмотреть заранее.
* Если у Вас имеется архив переписки с сотрудниками компании, подготовьте её перед подачей претензии. Кроме этого, старайтесь записывать свои деловые переговоры.
* Переговоры о возврате товара с поставщиком желательно вести в письменной форме.
Для того чтобы избежать возвращения товара поставщику, при заключении внешнеторгового договора при работе в Китаем внесите в него положение о возврате. Старайтесь сохранить абсолютно всю документацию, справки, переписку, т.е. все, что касается покупаемого товара.
Как не старайтесь, Вы никогда не угадаете, что потребуется от Вас в чрезвычайной ситуации. Учтите, что иногда возврат оптовых партий невозможен в связи с введенными ограничениями на импорт в Поднебесную.
Существует неписаный закон — не всё, что вывозится из Китая, сможет вернуться назад. Некоторые проблемы могут возникнуть, если на доставленном товаре обнаружено вскрытие упаковки.
Не стоит указывать в документации, что основанием возврата полученного груза в КНР стало низкое качество товара, иначе его могут просто не впустить. Если можно, постарайтесь найти другие правдоподобные причины для возращения своего товара поставщику. Например, партия – отличная, но Вам нужны другие размеры или иная цветовая гамма. Кроме этого, работа с Китаем требует точной информации о возможности ввоза данного товара в Поднебесную.